К чему приведёт маркировка лекарств
Систему маркировки лекарств в России начнут поэтапно вводить в 2018 году. Соответствующее решение принял президиум Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Нововведение призвано вывести фармацевтический рынок из тени, исключить появление в продаже контрафактных и некачественных препаратов.
В тестовом режиме
В этом году середина декабря для московских аптек — явно не высокий сезон. Восемь часов вечера, а в торговом зале пусто. Девушка-провизор за стойкой откровенно скучает. Это шанс в спокойной обстановке узнать из первых рук об обязательной маркировке лекарств. Однако содержательного разговора не получается — моя собеседница, как выяснилось, не в курсе предстоящих перемен. И не она одна. Сотрудники соседней аптеки тоже ничего об этом не знают.
Вероятно, следует сделать им скидку, ведь в тестовом режиме система мониторинга начала работать с февраля текущего года. В эксперименте участвуют 610 из 350 тысяч производителей, оптовиков, розничных сетей и медицинских учреждений.
Ухожу из аптеки с мыслью, что некоторые потребители информированы и подготовлены лучше. Полторы недели назад всем желающим стало доступно специальное мобильное приложение «Проверка маркировки товаров», с помощью которого можно проконтролировать легальность препарата. Оно разработано Федеральной налоговой службой.
Скачиваний пока немного — около пяти тысяч для Android, примерно столько же для iOS. Однако чтобы приложение стало действительно полезным инструментом, необходимо создать и активировать в масштабах страны систему мониторинга лекарств. Не случайно отзывы пока соответствующие: приложение хорошее, но воспользоваться им не получается.
На тропе войны
Механизм должен заработать с 1 января 2019 года. Тогда любое лекарственное средство, купленное в аптеке, можно будет проверить на месте. Для этого надо включить приложение на смартфоне и считать QR-код с чипа. Несколько секунд — и на экране должна появиться информация о препарате, включая завод-изготовитель, дату производства и срок годности.
Пренебрегать этим не стоит. По данным МВД, годовой объем продаж фальсифицированной продукции достигает 10-15 процентов от легального оборота лекарств. Директор по маркетингу фармацевтической компании «ЭГИС» в России Михаил Салихов оценивает ситуацию более пессимистично, утверждая, что этот показатель может достигать 20 процентов. А в Торгово-промышленной палате и вовсе говорят, что до 60 процентов лекарств на рынке — контрафакт.
Согласно статистике, больше всего фальсифицируют спазмолитики — 19 процентов от общего объема подделок. На второй позиции — лекарства для лечения сердечно-сосудистой системы (11 процентов), на третьей — препараты для желудочно-кишечного тракта (восемь процентов).
Отличить фальшивки сейчас затруднительно: помимо упаковки, мошенники подделывают сопроводительные документы, в том числе сертификаты соответствия. Обязательная маркировка лекарств должна решить проблему и помочь не только потребителям, но и производителям. «В рамках новой системы мы сможем выявлять нарушения и оперативно реагировать», — говорит Салихов.
Цена победы
Всякая победа имеет свою цену, в том числе и над контрафактом. Минздрав на старте проекта оценил общие затраты на введение Data Matrix Code на лекарственном рынке в 14,2 миллиарда рублей.
Например, промышленный сканер обойдется предприятию в несколько миллионов рублей, а за аптечный придется заплатить 12-15 тысяч. Нелишне напомнить, что оборудование должно быть на каждой кассе. Так что издержки достаточно чувствительные, особенно для небольших аптек.
Вопрос в том, насколько подорожают лекарства. В Минздраве уверяют: если цены вырастут, то ненамного — от силы на 33–55 копеек за упаковку. При этом на препараты, включенные в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖВНЛП), цены не вырастут — они зафиксированы государством.
Однако по остальному ассортименту у аптечных сетей ограничений и обязательств нет. В связи с этим руководитель группы по работе с сектором фармацевтики Deloitte Олег Березин в беседе с РИА Новости не исключил, что розница постарается компенсировать издержки, подняв цены на препараты в нерегулируемом сегменте.
Объективные предпосылки для этого есть: из-за обязательной маркировки себестоимость упаковки лекарства, по мнению аналитика, вырастет на рубль-полтора. Причем удорожание прогнозируется по всей цепочке — от завода до аптеки.
Это может сделать нерентабельным выпуск препаратов стоимостью до 50 рублей. В конце ноября производители предупредили: из-за маркировки цены на лекарства вырастут, а некоторые из них могут и вовсе исчезнуть с рынка.
В качестве мер поддержки Минпромторг обещает предприятиям госсубсидии. В 2018 году в федеральном бюджете на эти цели предусмотрено полтора миллиарда рублей.
Распределение средств делегировано Российскому фонду технологического развития, который будет выделять производителям займы на модернизацию и комплектацию производственных линий автоматизированной системой мониторинга.
«Ростех» готов выпустить и поставить на рынок 1,2 тысячи комплектов оборудования. Импортозамещение в данном случае может снизить издержки фармацевтических предприятий и помочь сдержать рост цен на лекарства.